I. Концептуальные основы проекта «Ценностные ориентации как основа духовно-нравственного становления личности учащихся в контексте ФГОС ОО»
Закон «Об образовании» и Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС ОО) определили направленность педагогов и обучающихся на освоение:
- общечеловеческих, гуманистических, нравственных и других ценностей;
- базовых национальных ценностей российского общества, духовных традиций народов России;
- духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование на личностном, предметном и метапредметном уровнях.
Принято говорить об основных ценностях как о духовных идеях, заключенных в обобщенных понятиях: «Человек», «Семья», «Красота», «Истина», «Знания», «Труд» и т.п. производные же от основных ценностей представляют собой качества человека: «труд – трудолюбие», «знания – любознательность». Это означает, что человек присваивает (интериоризует) соответствующую ценность. Формирование в сознании школьника той или иной основной ценности неразрывно связано с формированием соответствующей его личностной черты и выступает в данном случае в качестве цели воспитания. Поэтому в воспитательном процессе ценности, цели и содержание (деятельность, общение) – взаимосвязанные компоненты.
Процесс освоения ценностных ориентаций представляет собой восхождение личности к общечеловеческим ценностям и идеалам (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.)
Система ценностных ориентаций играет существенную роль в формировании мировоззрения личности. Она определяет отношения человека к окружающей действительности, мотивы поведения, перспективы его дальнейшей деятельности, способствует становлению миропонимания. Кроме того, наличие необходимой системы ценностей является одним из наиболее важных условий формирования личностного и профессионального самоопределения человека.
Структура и содержание эксперимента
II. Управление школой в режиме инноваций
- Организационная модель управления инновационной деятельности МОУ СОШ №70
- Структура единого коллектива детей и взрослых
- Программа исследования результатов формирования ценностных ориентаций учащихся
- Становление педагогического исследовательского коллектива
- Развитие профессиональной компетенции педагога-исследователя
- Проект «Грани сотрудничества»
- Школа классного руководителя «Диалог»
Педагогические советы
- «Гуманизация образовательного пространства школы как условие формирования ценностных ориентаций субъектов»
- «Формирование мотивационной сферы субъектов образовательного процесса как фактор духовно-нравственного становления школьников»
- «Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся на этапе становления новой школы»
Семинары
- «Формирование нравственных ценностей школьников в контексте ФГОС ОО»
- «Ученическое самоуправление как условие социального закаливания»
- «Педагогическое сопровождение индивидуальных проектов самосозидательной деятельности школьников».
III. Психолого-педагогическое саморазвитие учащихся
Программное обеспечение формирования ценностных ориентаций учащихся:
- Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся»
- Программа «Этическая грамматика» (А.И. Шемшурина)
- «Программа воспитательной работы в школе» (А.И. Кочетов, Н.Н. Веруинская, Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова)
- Курс «Самосовершенствования личности» ( Г.К. Селевко и др.) (1-11 классы)
Школьные целевые программы:
- «Я – гражданин»
- «Я – человек»
- «Мой профессиональный выбор»
- «Природа – наш дом»
- «Я и мир знаний»
- «Здоровье – твой выбор»
- «Мы выбираем жизнь!»
- «Тропинка к своему «Я»
- Летняя образовательная программа «Летний калейдоскоп: читай, узнавай, твори!»
- Образовательная программа родителей «Родительская педагогика»
- Индивидуальный образовательный маршрут «Путь к успеху»