Меню сайта
Инновационная деятельность / 2014-2016 гг.
 
 

I. Концептуальные основы проекта «Ценностные ориентации как основа духовно-нравственного становления личности учащихся в контексте ФГОС ОО»

Закон «Об образовании» и Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС ОО) определили направленность педагогов и обучающихся на освоение:

  • общечеловеческих, гуманистических, нравственных и других ценностей;
  • базовых национальных ценностей российского общества, духовных традиций народов России;
  • духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование на личностном, предметном и метапредметном уровнях.

Принято говорить об основных ценностях как о духовных идеях, заключенных в обобщенных понятиях: «Человек», «Семья», «Красота», «Истина», «Знания», «Труд» и т.п. производные же от основных ценностей представляют собой качества человека: «труд – трудолюбие», «знания – любознательность». Это означает, что человек присваивает (интериоризует) соответствующую ценность. Формирование в сознании школьника той или иной основной ценности неразрывно связано с формированием соответствующей его личностной черты и выступает в данном случае в качестве цели воспитания. Поэтому в воспитательном процессе ценности, цели и содержание (деятельность, общение) – взаимосвязанные компоненты.

Процесс освоения ценностных ориентаций представляет собой восхождение личности к общечеловеческим ценностям и идеалам (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.)

Система ценностных ориентаций играет существенную роль в формировании мировоззрения личности. Она определяет отношения человека к окружающей действительности, мотивы поведения, перспективы его дальнейшей деятельности, способствует становлению миропонимания. Кроме того, наличие необходимой системы ценностей является одним из наиболее важных условий формирования личностного и профессионального самоопределения человека.

Структура и содержание эксперимента 

II. Управление школой в режиме инноваций

Педагогические советы

  • «Гуманизация образовательного пространства школы как условие формирования ценностных ориентаций субъектов»
  • «Формирование мотивационной сферы субъектов образовательного процесса как фактор духовно-нравственного становления школьников»
  • «Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся на этапе становления новой школы»

Семинары

  • «Формирование нравственных ценностей школьников в контексте ФГОС ОО»
  • «Ученическое самоуправление как условие социального закаливания»
  • «Педагогическое сопровождение индивидуальных проектов самосозидательной деятельности школьников».

III. Психолого-педагогическое саморазвитие учащихся

Моделирование содержания ВСШ

Программное обеспечение формирования ценностных ориентаций учащихся:

  • Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся»
  • Программа «Этическая грамматика» (А.И. Шемшурина)
  • «Программа воспитательной работы в школе» (А.И. Кочетов, Н.Н. Веруинская, Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова)
  • Курс «Самосовершенствования личности» ( Г.К. Селевко и др.) (1-11 классы)

Школьные целевые программы:

  • «Я – гражданин»
  • «Я – человек»
  • «Мой профессиональный выбор»
  • «Природа – наш дом»
  • «Я и мир знаний»
  • «Здоровье – твой выбор»
  • «Мы выбираем жизнь!»
  • «Тропинка к своему «Я»
  • Летняя образовательная программа «Летний калейдоскоп: читай, узнавай, твори!»
  • Образовательная программа родителей «Родительская педагогика»
  • Индивидуальный образовательный маршрут «Путь к успеху»